Ханой. Экскурсия Hoa Lu

В 8 утра я был помыт, небрит, стоял на страже у ворот – ждал автобус. С десятиминутным опозданием явился младенец моего возраста – гидом буду. Черт с тобой, золотая рыбка, будь. Он покосился на мой рюкзак: «Are you stay there?» Ха, размечтался, фиг я там останусь. Обратно привезешь! Позже оказалось, что пара австралийцев решили там прикорнуть и поехать дальше на юга Вьетнама. Видимо, я на них двоих сразу похож. Опс, в отеле электричество исчезло. Диверсия против написания материала! За полчаса мы собрали двадцать добрых человек и выехали из города. Всего предстояло ехать 100 км или три часа времени.

Прибыли мы в какую-то долмацию, совершенно невнятного вида. Парень старательно пытался увлечь людей, но с его английским и акцентом это ничерта не получалось. Поэтому я быстро на него забил и пошел фотографировать, попутно отгоняя бабулек с бананами. Именно здесь я впервые увидел попрошайку, которая просила денег. Нигде более такого не было. Тебе предлагают услуги, даже самые нелепые (на ходу заклеить клеем обувь, почистить куртку от воды). Примерно через полчаса это недоразумение закончилось и началось adventure, как сказала австралийка. Желающие могли взять велосипеды и поехать до лодочной станции, другие на автобусе. Треть решила брать велики. И я. Как лох. Пока располагал на своем теле две камеры, все нормальные байки расхватали, мне достался с одной работающей звездой. Остальные были сломаны. Плюс фоторюкзак, две камеры, болтающиеся и стукающиеся друг о друга и полный комплект одежды, так как на улице дождь и прохладно. Через час, признаюсь, я выдохся. В очередной раз проклял свою самонадеянность и стремление быть впереди. Сам себя же и наказал. Уже не в первый раз.

Наш умница гидик на половине пути развернулся, что-то бормотнул вслух и укатил. Стадо, как положено, не свернуло с пути, поехало дальше. Минут через двадцать видим его довольного на мотороллере. Взял в ближайшей деревне. Подъезжает и говорит, что мы его не подождали и проехали нужный поворот. В результате мы ехали не обещанный час, а ближе к двум. Без остановок на скорости 15-20 км в час на убитых велосипедах. Поубивав бы. Я оказался опаздуном – отстал, так как еще и фото надо делать, не развлекаться же приехали. Хи-хи.

Пока ехал, много думал. Надумал две важные вещи. Во-первых, это яркий пример команды. Людей организовали, дали руководителя и пустили выполнять боевую задачу. Руководитель не подумал, что силы у всех разные, что оборудование не ахти, да и самому сваливать как бы не очень здорово, тем более в незнакомой местности. Типичные ошибки управления. От этого впечатление от экскурсии немного было подпорчено. Плюс дождик, плюс серое небо и дымка. Неуютно.

Второе, что более приятно для меня, я рад, что купил эту дорогую одежду и обувь. Стоимость сопоставима с авиабилетами Москва — Ханой. Но мне действительно было комфортно как никогда ранее. На будущее нужно продумать вопрос перчаток летних, водонепромокаемых и средств от боли. Так как с массажем я тут до сих пор не разобрался, плюс некоторые проблемы с ногами, то надо иметь что-то для уменьшения дискомфорта от недостатков человеческого тела. Лучший вариант, это ежедневный треккинг по городу, но неосуществимо в московских реалиях.

А дальше началась вторая часть экскурсии. Сначала нас покормили, все отлично. Сразу упомяну местный ланч. Нас было четверо. Я и три австралопитека (две жо и один эм). Принесли большую тарелку вареного риса. Затем тарелку приправ. Тарелку жареного хлеба и каких-то штук в лаваше. А потом 5-6 небольших тарелок с яствами: водоросли, три вида мяса, салаты. И сам выбираешь что хочешь кушать. Такой же, но беднее, принцип отметил на улицах. Люди садятся в кружочек и кушают. По виду — тоже самое, что я ел днем. Брр…

Плавно подхожу к конфетке. Нас посадили в плоскодонные лодки, по два человека в лодку. Один на носу, второй в середине с одним гребцом и за спиной еще один гребец. И нас покатили вдоль полей и скал. Путешествие продолжалось час в одну сторону и час обратно. Эти хитрюги до того наловчились, что тот, кто сзади, греб ногами, развалившись на лодке! Клево!

Когда мы доплыли до дальней точки пути, то там к нам подплыло несколько лодок и стали предлагать чай, кофе, потанцуем. Увидели, что я сижу с девушкой (с холостой австралийкой) и начали давить на это. А мы с ней уже обсудили по пути, что щас нам будут впаривать. Открестились, потом начали предлагать купить воду для гребцов. А те сзади хихикают. Фигу, знаем. Отплыли, дал по доллару каждой женщине, чтобы не обиделись. Кто их знает, вдруг меня с оборудованием случайно искупают. Через 15 минут та, которая справа от меня была, положила весло, открыла припасенный ящик с товаром и начала нам продавать. И так в каждой лодке есть специальный торговый ящик. Все продумали. Видно где-то сверху есть рука европейского менеджмента – брать свое на всем.

Несмотря на то, что сейчас не самый сезон для поездок, в турах достаточно много туристов. На фотографиях видно, что даже эта мелкая речушка забита лодками. Лучше сюда ехать как потеплеет градусов на 10 и появится солнце.

На обратном пути я включил плеер, одел капюшон и много думал. Думал о разных культурах, о богатстве и бедности, о любви и одиночестве, о смысле жизни. Как-то все неоднозначно. Нет протоптанных дорог, есть безграничное поле.

P.S. Сегодня нашел первый нормальный супермаркет самообслуживания. В блатном районе. Цены вполне нормальные. Процентов на 20-30 ниже Москвы. А еще на АЗС тут работают только женщины. Самому заправиться нельзя. Все делает приставленная к колонке женщина: наливает, обсчитывает (или считает, не знаю как у местных, меня пока обсчитывают). И туалетов в ресторанах/кафе я не увидел в принципе. Есть некоторое количество общественных туалетов на улице, но зайти я не рискнул. Имейте ввиду!