Знание

Хочу поделиться своими соображениями на тему современного знания. Размышления навеяны событиями на работе и дома, где я за последние два месяца погрузился в новые для себя сферы знаний. Добавим сюда немного наблюдений за современной молодежью (мой возраст и младше) и получим следующие умозаключения.

Chicago

Заключение номер раз. Я все больше и больше становлюсь противником фундаментальных знаний. Например, многие ли из вас вспомнят все три закона Ньютона из седьмого (шестого) классов физики, которая входит в общеобразовательную программу средней школы? Я помню только два, хотя был отличником, увлекался журналами «Занимательная физика», «Юный техник». Я не помню как считать логарифмы, брать сложный интеграл и какая валентность золота. Я совершенно не помню литературу серебрянного века, хотя сдавал стихи наизусть и писал анализ произведений, портрет главного героя. Весь выхлоп моей медали из хорошей школы и неплохого университета остался в моем детстве. Практичность этих знаний нулевая. Обычно говорят, что это расширяет кругозор. Мне стыдно в культурном обществе говорить о вышеперечисленном, так как я просто забыл. Помните, в школе мы говорили учителям, стоя у доски: «Я учил, я знаю, просто я забыл». Так и сегодня, только врать некому.

Лучше всего я помню то, чем я жил, «болел». Программирование, компьютеры, технологии. Я до сих пор помню команды ассемблера для IBM x86. Помню любимую команду ATDP папиного модеам на 2400 бод, которой я звонил на местные BBS (Bulletin Board Systems), помню разницу между com и exe файлами. Меня можно назвать ограниченным, но это моя жизнь, тот мир, который ты не забудешь. Уверен, у каждого человека есть это «свое». И врядли оно покрывает всю программу среднего и высшего образования.

Заключение номер два. Современную систему образования я бы разделил на две фундаментальные области. Давайте одну назовем научной, а вторую прикладной. Под научной я понимаю все те знания и их глубину, которые нужны для созидания и исследования. Создают единицы, мы живем в обществе потребления. Это означает, что науку можно расширить в нашем понимании. Для меня ученый — человек в белом халате и большими очками. Стереотип детства. Нам показывали и продолжают показывать ученых в таком образе. А что, если ученый, это человек, который создает что-то или расширяет/улучшает что-либо? Программист, создавший продукт — ученый, он его создал. Художник — нарисовал, он тоже ученый. Глядя на современные аукционы, которые пролетают в новостной ленте, за голову хватаешься: ляп девочки из пеленок продают за миллионы. Может ей просто в туалет захотелось, а рядом краска лежала? Совпало? Зато открываем новое течение, поклонники и миллионные денежные потоки.

Вторая область, прикладная, отвечала бы, на мой взгляд, за умение пользоваться результатами научной области. Рекламу Яндекса видели многие: «Яндекс — найдется все». Действительно, если мне нужны все три закона Ньютона или строение диода, то интернет мне даст эти знания быстрее, качественее и всесторонне. При одном условии — если им уметь пользоваться. Сейчас в сети множество языковых курсов, которые предлагают простую методику обучения — ассоциации. Как дети, ассоциативно мы быстрее запоминаем. Почему бы нас не учить строить взаимосвязи, ассоциативные карты и развивать наше логическое мышление в учебных учреждениях? В школе меня учили доказывать теоремы. Можно сказать, что это элемент обучения по развитию логики. Нет! Мы логику начали изучать на третьем курсе ВУЗа. Гумманитарям вообще не повезло, такого предмета зачастую нет. Угадайте какие у меня результаты по логическим тестам — двоечника! Современные дети не умеют считать в уме. Общество ужасается, но, эти дети быстрее любого разберуться в любом современном продукте науки. Это иное мышление, иные правила игры, которые строят другое общество.

P.S. Смотрю я на молодых американцев, на диалоги в сети, подсматриваю за обучающими курсами. На фоне нашего поколения они менее эрудированы. Но более счастливы. Они живут в некоторой ауре беспечности, что позволяет им созидать. Быть проще, иными словами. Гляжу на русскую молодежь: надо в политику, «там проще»…

Горе от ума. Не нужно нам много ума. Пусть 20% создают мир для 80%. У них это лучше получается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*