Ломка

Сегодня меня опять немного поломали. Познавательно. Я очень благодарен этому человеку, хотя он не читает мой блог. Это мой коллега, старше рангом, из Европейской части нашего света. Работает в HR службе. Мы около часа общались о том, как нужно внедрять информационные системы, как менять бизнес, как делать эту жизнь лучше. До этого я час плясал у доски, где пытался раскрыть тему, как же мы можем получить эффект от системы SAP HR в 2015 году как крупная компания с амбициями. Свою часть я не донес, на мой взгляд, мы скатились в бытовые проблемы. Оно и понятно, людей пока что волнует только то, что на носу, а смотреть в будущее пока не наш удел.

Фраза была простой. «Первой задачей, когда я пришел в эту компанию, стала задача, как сделать людей заменяемыми. Если люди не ходят в отпуска, не замещают друг друга, то они с течением времени становятся незаменимыми, а, следовательно, компания начинает зависеть от них». Меня сломали…


Да, сломали об колено. Как салагу, птенца. Всю свою жизнь я стремился стать незаменимым, классным экспертом. Такие люди нужны, они спасают в сложных ситуациях, на них можно рассчитывать. Не принимайте это как хвастовство или высокие слова. Это детская мечта стать мастером своего дела, так писали в сказках. А теперь, спустя 26 лет, мне говорят, что это чушь собачья и никому такие не нужны. Разумеется, мы понимаем, что такие нужны. Но это не ценность компании, это не ее костяк и фундамент, на которые можно опереться. Компания лучше купит такого на раз, а в фундамент заложит множество небольших, но кирпичей. Слиток оставят на десерт.

Как небольшой, но руководитель команды, я начинаю понимать, что этот человек в чем-то и прав. Сделаем скидку, что там Европа, где трудовая функция изначально специализирована до винтика, ее неразумно сравнивать с большим тазиком винтиков и шпунтиков от разобранных предметов — наших знаний и навыков в России. Но мы перенимаем у них практики, мы с открытым ртом смотрим на Запад и восхищаемся как же там на заводах ходят в тапочках, когда у нас на черных штанах и то грязь будет видно, если присядешь на скамейку в самом чистом производственном цехе. Я много утрирую, но посмотрите на крупный бизнес в России. Эти махины покупают консалтинг, престижный и дорогой ради решения задач, которые они могут решить сами. Но здесь будет с печатью мирового бренда. Как бы «гарантирую». Мы сами создаем большую часть своих проблем. От этого и постоянно говорим, что перегружены, что у нас плохая работа.

Консалтинг в данном случае и есть те самые дорогие эксперты, которые не нужны в штате компании. Современные компании строят модели развития персонала, вкладывают деньги в проекты, а сверху ограничивают рост своих подопечных. Замкнутый круг. Может быть мы идем не тем путем, с точки зрения развития персонала. Кадры решают все, с этим никто не спорит там, так и у нас. Но как добиться эффективного баланса между просто кирпичом и слитком? Здесь деньги играют далеко не первую роль, мотивация и возможности для внутреннего развития зачастую у разумных людей превышают денежные измерения.

Получается интересная картина. Инвестиции в «слитки» идут только на уровнях высшего руководства, чтобы формировать лидеров. Но в любой компании количество топов явно меньше всего персонала, а весь персонал это огромнейшая интеллектуальная сила. Не говоря о стратегии, тактические решения, инновации у работников будут в разы эффективнее, чем у десятка топов с высшими. Или я настолько наивен?

Нужно готовить замены, выравнивать людей примерно по одному уровню компетенций в профессиональной сфере, развивать личные преимущества. Но ограничивать и не давать расти слишком далеко. Какая-то пессимистичная картинка получается. Это же прямой путь к потере кадров, своего рода кузница — сковал слиток, он обрел ноги и ушел. Зачастую даже спасибо не сказав.

Вывода пока не будет. Плана мероприятий тоже. Я задумался, крепко.

P.S. Речь ни в коем случае не идет о какой-то конкретной компании где я работал или работаю. Это обобщенные наблюдения и собственные умозаключения.

Ломка: 4 комментария

  1. inp

    Могу только добавить, что меня, как руководителя малого звена с большим стажем, очень напрягает наличие монополиста-подчиненного, от которого я вынужден зависеть по полной. Всегда стараюсь ликвидировать монополию одного. Другой вопрос — получается ли?

  2. dzen

    Думаю многие подчиненные считают себя слитками

  3. Роман Величко

    Полностью соглашусь с inp, а то что мы себя как сотрудники считаем себя «слитками» это только нам в плюс, однако ломка и косяки начинаются тогда и только тогда когда мы не можем себе найти место и ради своих амбиций тянем одеяло на себя. на западе хорошо не потому что там слитки, а потому что народ понимает в кукую сторону надо тянуть телегу (имхо ессно).

  4. Stepst

    Читаю блог по SAP HR, так как сам в начале этого пути, и поиски завели меня к нему. Спасибо, что смог понять — взял себе на заметку, что то на будущее, что то уже сейчас.
    Зарегистрировался после этой записи. задела как то. Попав в большую компанию после ВУЗа, на вторую неделю работу как то прочувствовал фразу: «Нужно готовить замены, выравнивать людей примерно по одному уровню компетенций в профессиональной сфере, развивать личные преимущества. Но ограничивать и не давать расти слишком далеко».
    Тут само собой всё же зависит от собственной способности пробивать для себя возможности и потребности в себе со стороны работодателя, но система видимо настроена в русле цитаты выше. Так говорили и мои знакомые, кто смог и кто не смог пробиться через эту условность.
    Наверно пока всё. Спасибо. А там — время покажет!)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*