Site icon Виталий Поцелуев

Зачем нужен HR?

Навеяно несколькими презентациями по будущему в IT технологиях, в HR отрасли. Зачем нам вообще нужен HR завтра? Сегодня мы, понятное дело, оформляем на работу, считаем отпуска и зарплату, обучаем, подбираем, развиваем, оцениваем кандидатов, психологами подрабатываем и выполняем еще кучу других функций. Оно нам точно нужно завтра, в век иного, революционного, мировоззрения и взаимоейдствия человека, мозга и компьютера?
 
Сейчас много HR процессов связаны с покупкой, поддержанием работоспособности и продажей человека — по сути как товарной единицы, которая выполняет полезную функцию до тех пор, пока не нашлась более новая модель. Новая модель может быть производительнее, функциональнее, надежнее. Модель техники может быть дешевой, но низкосортной, тогда нужно много таких. Либо дорогой, но в одном экземпляре, чтобы с качеством и гарантией от производителя. 
 
Где-то читал статистику, что 55% населения США хотя бы один день в неделю работают удаленно. И этот процент, как мы понимаем, растет. Сейчас в компании, где я нахожусь на проекте (мировой лидер, присутствует во многих домах мира) активно обсуждают политику предоставления возможностей работы удаленно всему непроизводственному персоналу. Более того, весь департамент продаж работает исключительно удаленно. В офисе только один вице-президент. 
 
Я сам удаленно работаю намного производительнее, гибче. Для меня это звоночек, что завтра рынок труда сместиться с традиционных рабочих мест в офисах. Это не новость ни разу, но если ее оценить с точки зрения HR и простого обывателя, а также рыночных отношений, получается, что некоторые HR функции отпадут сами по себе.  Мне мой руководитель сказал простую вещь: «зачем искать человека в штат, делать ему страховки, соцпакеты, когда можно просто купить услугу на то время, когда она тебе нужна». Это дешевле для компании, это меняет рынок. Если ты покупаешь услугу, то ее не нужно обучать, мотивировать, удерживать и затем продавать обратно на вторичном рынке. Это приведет к тому, что появятся стандартизированные услуги (например, широко развита услуга по вводу, хранению данных в любые системы). Зачем считать зарплату, если можно купить услугу по ее расчету и всеми коммуникациями и налогами.

 
Google и Microsoft выпендривались своими методиками приема на работу, оценки персонала. Многие наверняка слышали об этом. А в том году сказали, что ничерта не работает. Типа проще надо быть, само все получится, либо разойдемся. Можно же купить автомобиль за любые деньги, с любыми отзывами рынка, но брак-то никто не отменял. 
 
Прослеживается потребильское отношение к людям? Так цель бизнеса зарабатывать деньги с помощью ресурсов, неважно каких. Благотворительность, это либо персонифицированно, либо для сокращения налоговой базы. 
 
Внутренние корпоративные университеты. Блин, когда я гулял по Гарварду, я просто пищал от восторга, как бы я хотел так и там поучиться. Сама атмосфера заряжает. Это тоже бизнес, который выполняет одну свою функцию и делает это хорошо. Зачем завтра нужен корпуниверситет в компаниях, которые не занимаются обучением? Все больше людей считает, что обучение по роликам на youtube доступнее, чем лекции в университетах. Доступнее по финансам, по качеству, по усваиваемости материала, по разнообразию точек зрения и подходов к изложению материала. 
 
В силу моей необразованности я не понимаю, зачем завтра нужен будет шахтер или кассир, когда роботизированные технологии могут выполнять эту работу. Сейчас я так понимаю это дорого запустить проходческое оборудование с фонариком и удаленным доступом. 
 
Следующий вопрос, который меня озадачивает долгое время: зачем нужен кадровый документооборот и вообще система кадрового учета. Зачем вводить данные о паспорте сотрудника, его образовании, если условно можно получить его идентификатор из Госуслуг, блокчейн оператора или еще какого стороннего сервиса. Зачем кадровому сотруднику эти цифры, которые не создают никакой ценности компании, а служат лишь промежутной идентификацией сотрудника, когда передаются обратно в те же органы государственной власти, которые их же и выдали. Есть у нас операторы данных, которые создают новую сущность: диплом, сертификат, паспорт, SSN/ИНН или твой вес в поликлинике — возьмите эти данные у них, так как они уже подписались в их достоверности — вот нам и блокчейн вместо кадровой системы. 
 
Если немного модицифировать сущность блокчейна под HR задачи, то отпадет необходимость ввода данных. Данные вводят те, кто их создает — принцип единоразового ввода повсеместно. Но нам как работодателю не нужно хранить эти данные, нам нужен инструмент чтения этих данных в удобном для нас виде. 
 
Расчет заработной платы больная тема для всех предприятий. Нет сотрудника = нет проблемы. Есть услуга = есть выполненная работа = есть оплата. Но как быть с различными надбавками, доплатами, больничными — по сути емкая часть документооборота в жизни бухгалтера. Могу сказать две вещи. Первое, что сама система доплат, надбавок и пр. постепенно умрет, так как рыночная экономика сама определит реальную стоимость работы. Зачем делать десяток надбавок, когда можно установить ставку «все включено»? Это прозрачно — весомый аргумент, который всегда декларируется при внедрении SAP-образных систем — типа мы повышаем прозрачность бизнеса. Ага. 
 
Второе, что не могу не сказать, но все все больше нравится подход, который я вижу в США, когда внутри работодателя есть маленькие предприятия, маленькие предприниматели. У нас это называется центры финансовой ответственности. Вот тебе денюжка, ты нам должен ее вернуть с доходом. Руководитель каждого центра (читай отдела, департамента, шахты, завода) сам решает как ему распорядиться деньгами, как управлять своим хозяйством. В части HR это привело к тому, что на местах люди сами вводят данные в системы, минуя единые центры обслуживания или центральный аппарат. Так дешевле. По крайней мере здесь, в США, дешевле. Головняки с больничными отсутствуют как класс — болеешь до 21 дня в году — платим по ставке как будто работал (соцпакет). Если больше, то передаем в страховую, с оплаты снимаем и сам с ними разбирайся. 
 
Так зачем нам нужен HR? Чтобы все эти ячейки большого улья работали, приносили мед и потомство, нужны пчелы и матка. Пчел можно заменить завезенными со стороны, а матку сложнее, может не прижиться. Вот маткой-то и выступает костяк HR — по сути заказчик банкета, который выстраивает ячейки и связи между ними. А все остальное завтра можно заменить на сервисы, услуги и компьютеры. А как же «а поговорить»? Так удаленщики дома поговорят со своей семьей/друзьями/компьютером куда лучше, чем с HR.
Exit mobile version