13:00. Пятница. Последние полчаса ожидания были самые тяжелые. Кошмарные. Все готово, вещи упакованы, а ты ждешь остальных. Долгожданный звонок, бросаешься к двери, вещи в машину, похлопываешь себя по карманам – все на месте. Включаю музыку, кондиционер, музыку погромче. Делаю глубокий вдох, выдох. Ни пуха мне, а пошли все к черту. Выезжаю из двора и в ступоре замираю. А куда ехать? Не видно ни черта. Вот так примерно….
Останавливаюсь, достаю фотоаппарат. Нужно сделать снимок для сравнения. Из какой … я выехал, куда приеду. Почувствовать, так скажем, разницу. По дороге увидел такую картину.
Стало жалко самого себя и людей вокруг. За что боролись, на то и напоролись, не хотим думать наперед. Махнул на все рукой и в путь. У меня же отпуск! У меня мечта, которая с каждым часом все приближается!
Из Москвы выезжали печально. В пробке. Два часа, как по часам. Ленинградка стоит всегда. Кое-как протолкались первые пятьдесят километров, а они самые сложные. Они всегда стоят по пятницам во всех направлениях. Резво полетели следующие сто и привет. Пробка. На 30 минут. Под Тверью. Я же недавно туда ездил, и не было никаких проблем. Оказалось, там мост через реку ремонтируют, поэтому проблемы водителей никого не интересуют, и направить в объезд колонну тоже никто не удосужился. Полчаса ругался на нашу русскую проницательность. Одна приятная новость – смог исчез… на трехсотом от Москвы километре. Это ненормально!
Дальше была скучная дорога. Этот участок – Москва – Торфяновка (граница с Финляндией) для меня самый сложный на всем маршруте. Много деревень, плохая трасса, много грузовиков и так далее. Выматывает, будь здоров. Но за 14 часов мы добрались до границы. Ура! В этот раз был приятно удивлен КАДом – Кольцевая Автомобильная Дорога — аналог московского МКАД в Санкт-Петербурге. КАД от МКАД отличается парой букв, меньшим количеством полос, официально признанным статусом автомагистрали (а значит движение со скоростью 110 км/час; для сравнения на МКАД – 100 км/час). Где логика? Еще приятно, что на 40 км КАД, которые я ехал, был всего 1 ДПС, когда в Москве они каждые 10-15 км стоят.
Границу прошли за 15 минут. Обе стороны. Я в шоке. Вспоминал свои прохождения в прошлый раз, когда на одну сторону убил 4 часа. А сейчас новое веяние – не нужно заполнять декларацию. Не знаю почему. В тот раз заполнял, на Украину ехал в этом году – заполнял. А тут не нужно. Может быть, меня не выпустят из Шенгена? Я не против 😉 По дороге заехали на парковку поспать. Подкатывает фин на стареньком фиате и спрашивает, а 18 регион это откуда? Я, говорит, знаю, что 177 это Москва. Объясняю ему, откуда это, он вспоминает, что рядом есть Урал. Начинаем разговаривать о том, о сем. Потом он вспоминает что-то, лезет в коробки на переднем сидении и вручает нам стопку религиозных книг. В подарок. Я ничего более умного, как вручить ему свою визитку и сделать фото не смог придумать. Пообещал вечером же выслать его фото. Слово сдержал, а через два дня получил от него привет – фото ему понравилось J Вежливый попался (я-то знаю, что фото ужасное).
9:30 утра по Москве. Мы у гостиницы Best Western Hotel Haaga. Счастье, что я купил GPS навигатор, поэтому мы доехали быстро. Без бутылки в названиях улиц Финляндии не разберешься, убедился в этом позже, когда гуляли по городу с картой. Выговорить-то невозможно, а тут разбираться еще надо и думать иногда. Первый культурный шок – двери открываются наружу и сами. Мы привыкли, что автоматические двери открываются вбок по направляющим. А эти открылись прямо на нас. Чудеса техники. Бронь нам подтвердили, ура. Так как заезд тут в 14:00, то машину оставили у гостиницы, пошли пешком. Попутно выяснили, что парковка по выходным бесплатная, и мы экономим 12 евро на этом благе для народа. Отпуск начал вступать в свои законные права.
На ресепшене спросили как нам проще добраться до города. Когда я бронировал отель, то по карте мы были практически в центре. Оказалось, что я сильно ошибался в отношении Хельсинки. Пешком здесь идти часа полтора-два до центра. Нам подсказали пройти сто метров по дороге и сесть на 63 автобус. Как юные экспериментаторы мы пошли изучать общественный транспорт. На автобусной остановке никого не было. На стекле висит карта и расписание движения автобусов. Честно говоря, без бутылки не разобраться. С трудом поняли, что расписание указано по часам, минутам и номерам автобусов. По нашей логике автобус должен придти через 8 минут. Решили не ждать, а пройти дальше. На следующей остановке он нас догнал, и мы успешно в него загрузились. В автобус входить нужно через переднюю дверь, как в Москве. Турникетов здесь нет, билет продает водитель, тут же печатает чек, где указано время действия билета. Нам почему-то сразу дали на час по цене 2,5 евро. Дороговато как-то. Уже только сейчас, лежа в номере, прочитал про местный транспорт. Забавно. Вот что означает плохая подготовка к поездке, но так интереснее.
Типичный дом городского типа в Финляндии.
Велосипедные дорожки приятно удивили. Они есть везде. Не как отдельно выделенные участки, а просто по тротуарам разметили, что половина всегда для велосипедистов. Пару раз забывал об этом, и мне грозно гудели из-за спины. Звери 🙂 Но приятно, заботятся. На дорогах велодорожек крайне мало, в основном все на тротуарах. Велосипедистов очень много. Сегодня будем пробовать арендовать велосипед.
Вокзальная площадь, куда мы прибыли на автобусе, оказалась площадью с кучей высоких однотипных домов. В смысле не сами дома похожи друг на друга, а это как большие монолитные кирпичики с рекламой. Никакого архитектурного изящества, один недохайтек, я бы сказал. В нос бросился неприятный запах железнодорожных линий, плавящегося асфальта и гнилого мусора. Не ожидал, если честно. По дороге встретилось пара бомжей, но не приставали. Примерно сориентировавшись по карте, мы направились к воде, к паромам. Это безумно интересное зрелище, но чуть позже.
Рыночная площадь или Market Square как она здесь называется на английском языке это примыкающая к воде площадь с кучей палаток. Утром здесь продают свежую рыбу, днем всякие сладости, безделушки, фрукты. Здесь же находятся причалы для туристических корабликов, которые доставляют вас на множество островов Хельсинки. Быстро запутавшись во всем многообразии предложений, пошли по пути наименьшего сопротивления. Увидел знакомое слово Sveaborg, это крепость, которая строилась, чтобы оберегаться от русских. Гады мы, русские, такие. Если по существу, то соглашусь. Одни разрушения, никакого конструктива. Кинулись и удачно успели купить билеты на отходящий кораблик, самый первый. Билет стоит 6 евро в обе стороны на человека. Милый кораблик курсирует каждые полчаса между крепостью и рыночной площадью. Посетителей ну просто завались. В 10 утра корабль был забит. В обед, когда мы возвращались обратно, он был натурально переполнен. Пока все рассаживались, я сбегал вниз, в закрытую часть кораблика, в надежде купить подкрепиться, ибо все были голодные. Ничего кроме напитков там не оказалось. Пришлось пить кофе в стаканчиках 0,2 за 2 евро. 80 рублей за обычный растворимый кофе с молоком и сахаром… И после этого говорят, что Москва один из самых дорогих городов мира?
По пути нашего следования к крепости я с наслаждением наблюдал за различными судами. Вообще люблю кораблики, как и любую иную технику. Особенно, когда проплываешь рядом, остается только открыть рот и замереть. Что самое интересное, через два дня мы на таком же поплывем в Стокгольм! 10 часов пути. Не дождусь! На пути нашего следования к крепости встречались небольшие острова с домиками. Неплохо бы такой домик заиметь. Устал от людей — раз и в море на дачу махнул.
На остров мы приплыли достаточно быстро. Причем корабль обошел остров и зашел в глубину острова, где нас и высадил. Крепость представляет собой несколько островов скрепленных друг с другом мостами. Чтобы не потеряться пошли по «левой стенке», как любил выражаться мой папа, когда играл в игрушку Wolfenstein на стареньком 286 компьютере. Так никогда не потеряешься. Так как мы только что с машины, то нужно сходить в одно место. Тем более мы не местные, что и как тут с туалетами неясно. Пошли искать это дело. Не удержался, сфотографировал. Такого писсуара я еще не видел.
Остров оказался достаточно интересным с нескольких ракурсов. С одной стороны это большая площадь и сами стены крепости. Внутри на крепость это не похоже, сплошные бетонные коробки, никак не оформленные крыши, не увидел центрального подобия кремля. С другой стороны я впервые видел подземные ходы вообще. Это масса различных тоннелей в стенах крепости и под землей, где в полный рост, где в половину моего роста. Сразу рекомендую взять с собой фонарик, чтобы в тоннелях можно было подсвечивать путь, иначе ничего не видно, а освещения там нет. Сотовый телефон в качестве подсветки тут не спасет. Жутко интересно ползать по таким местам. Особенно с десятью килограммами фототехники за плечами и в 30 градусную жару. Но какой чистейший воздух! Какая там прохлада… про Москву и вспоминать не хочется, даже слова говорить на букву «М» не тянет. С передовых стен открывается вид на залив. Нет слов, одни эмоции. Везде парусники, катера, яхты, туристические морские трамваи, быстроходные пассажирские катера из Швеции, одним словом, загляденье. Так бы и сидеть там, попивая кофе или вино вечерами.
Где-то стояли пушки, очень старые и разных моделей. На больших орудиях было выгравировано, что сделаны они на пермском заводе. Мелочь, а приятно. Чуть поодаль разместился пляж, где купались пожилые люди и дети. Среднего поколения почему-то не было видно, хотя место вполне уютное, как маленькая бухта. Побродив по этой части острова, мы перебрались на вторую — крупную часть. Здесь и находилась церковь, которая, как я понял из надписей, являлась центром крепости. Вокруг нее стояли пушки с вертикально направленными стволами вверх, как будто музей. Смотрится красиво, но подходить близко уже не было сил, отстрелялся издалека. По пути попался магазин с продуктами, где стояла большая очередь за напитками и мороженным. Цены на все тихо умиляли. В среднем на 20-50% дороже московских. Например, банка колы в Москве стоит 25-30 рублей, тут 2 евро, что по курсу около 79 рублей. И так везде. Так как на улице жарко, то основные расходы у нас были на напитки. Деваться некуда.
Здесь же находится док, где раньше ремонтировали подводные лодки и суда. И здесь же находится тюрьма. Правда в ней свободно все гуляют и вход особо не охраняется.
На сам остров ходит несколько судов разных компаний. Например, вот такие. Тоже оригинальное судно, никогда такого не видел. Симпатично, я бы сказал.
На обратном пути я вовсю фотографировал паромы. Безумно нравятся такие сооружения, огромные и величественные. Хоть себе такой не покупай, в гараж. Есть же у местных свои яхты и катера, почему бы мне свой паром не завести?
Счастливые мы вернулись на пристань, откуда поплыли обратно в Хельсинки. Там решили нарушить папин принцип, и пошли направо в сторону парома Viking Line. Интересно стало посмотреть, как там все выглядит, чтобы не оказаться в Турку дураками. На территорию нас не пустили, поэтому изучали все снаружи. Вроде бы все понятно: стоянка для авто, разметка для движения к посадке на корабль. Будем надеяться, что все пройдет как надо, не самые же мы глупые люди на планете. А здесь все делается для таких, чтобы даже у них не было вопросов.
Повстречали туалет. Скоро у меня будет коллекция общественных туалетов в разных странах.
Погуляв вокруг парома, а точнее одной его стороны, мы направились в сторону центра, где можно было бы покушать. В результате заблудились в красивых улочках, нашли ледоколы. А это тоже моя страсть, тем более после того, как я побывал в Мурманске на атомном ледоколе «Ленин». Экскурсий тут не устраивают, так как они действующие, поэтому пришлось фотографировать из-за решетки. Потом, на следующий день, на морской экскурсии по островам сказали, что это летняя стоянка ледоколов, и они могут колоть лед до 5 метров толщиной. Для сравнения наш старичок Ленин мог только 2 метра. А это новые машины. Надо будет узнать, сколько наши пионеры атомного флота могут.
Скромный памятник и гараж для яхточек. Ощущение, что у каждого жителя Хельсинки по своей яхте.
Местные улицы буквально усеяны дорогими авто, что так и подначивало мою страсть к дорогим игрушкам. Ребята меня вовремя уводили в сторону, чтобы я совсем не остался рядом с Феррари или Порше «мохнатых годов». Улочками мы вышли к церкви Александра первого, если не ошибаюсь. Огромная площадь, огромная церковь или храм. Не знаю в чем отличие. Куча туристов и автобусов. Перед самой площадью разместились магазины с русскими и финскими сувенирами. Несчастный магнитик стоит 4 евро. Грабеж! Теперь осталось самое интересное – покушать. Накушавшись ценниками на продукты, мы поняли, что в центре обед нам выйдет в солидную копейку. Поэтому направились «в регионы», чтобы там подкрепиться. Тем более на карте нашли Океанариум, где обещали акул. Вот в ту сторону мы и двинули. Поле часа-другого плутаний вышли на какую-то пиццерию, сил идти дальше не было. До этого прошли массу кафе, но либо там все очень дорого выглядело, и я со своими шортами и сандалиями не вписывался в интерьер, либо наружное меню отпугивало сразу. Единогласно решили упасть тут. И вполне душевно. Муж стоит у стойки, жена на кухне готовит. Все быстро, меню только не приносят сами, почему-то. Спишем на местный колорит. И темного пива у них нигде нет. Ни в магазинах не увидел, ни в кафе. Странно. Пришлось брать какое-то местное недоразумение. По качеству, бесспорно, отличается от того, что варят в Питере, но все равно, «как компот». Зато порция салата и пасты убивает. За 8-9 евро приносят, как я люблю называть – «тазик еды». По дороге встречались симпатичные сооружения:
На карте, которую нам любезно предоставили в отеле, мы нашли океанариум. Точнее это называется Sea Life. Нашли на карте и пустились в путь. Оказалось, что этот океанариум находится внутри Луна-парка. Это большой Диснейленд, если так его можно назвать. Масса разных аттракционов, куча взрослых и детей. Сплошной хаос, вопли, смех и визг. Сюда нужно ехать на целый день и оставаться до упора. Самая большая очередь была на американские горки. Помня как я покатался в Москве, увидев что тут, я очень понимаю детей — я бы тоже отстоял такую очередину. Так как мы были немного подуставши, то решили сходить только в океанариум и посмотреть на это. Заплатили по 19 евро за вход, получили печать на руку в виде рыбки и спустились на этаж ниже. Интерьер уже заслуживает особого разговора. Откровенно оригинально, не могу подобрать выражение. Просто красиво, в тему, интересно. Сами аквариумы сделаны оригинально в стенах, различных форм, от квадратных, прямоугольных до круглых шаровидных. Животинки сами по себе интересные, сразу появилось желание поехать на море в экзотические места поплавать с аквалангом.
Домой мы возвращались пешком. Думал, что дойдем быстро, а как пошли, то мои географические способности меня подвели – путь занял около полутора часов. Очень много было велосипедистов. Прямо так и тянуло взять велосипед на прокат и поехать, а утром вернуться в центр. Но, увы, ни одного пункта проката мы так и не увидели. Даже намека, вывески. А большие стоянки велосипедов непонятно как воспринимать: как парковку для велосипеда или как пункт для аренды. Решили, что первое, так как нет никаких опознавательных знаков.
В гостиницу мы пришли никакие. До завтра!