Прошел месяц с момента моего второго пришествия в эту страну. Нельзя сказать, что я иммигрант, скорее временно пребывающий высококвалифицированный экспат. Временно, потому что есть внешние ограничения, которые не зависят от меня лично. В 2012 я приехал на эмоциях, в восторге, что моя мечта сбылась. Когда-то в школе я хотел поехать в США и открыть компанию уровня Microsoft, да и чего таить, до сих пор хочу. Тогда я приехал в шоколадные условия, морально уставший от Москвы. У меня было практически все, что нужно было, за меня решали многие вопросы. Мне оставалось только работать и работать хорошо, учиться, развиваться и присматривать за миром во всем мире. Шучу. Решение о поездке в 2012 было принято за неделю, вещи собраны, и через месяц я уже был в командировке в США длинною в несколько месяцев.
Второй раз подготовительный этап занял полтора года. То с визой не так, то юристы не те, то я не тот. Много раз накатывало желание махнуть рукой, купить хороший автомобиль, поехать на пару месяцев отдохнуть от суеты. Момент истины настал и я здесь. В условиях спартанца, который знает как держать гранату, но не знает где враг. Компания радушно встретила и помогла с первыми шагами. Хорошие люди еще есть. Этот приезд был тщательно обдуман, взвешен и слишком многое было оставлено за плечами, включая существенные возможности, которые могла дать Москва, Россия. Я встал спиной к шоссе и сделал большой прыжок назад, в степь. В степь в прямом смысле этого слова, так как то, о чем я поведаю дальше про США, можно назвать степью, а не тем, чем мы ее считаем в России. Это не плохо, это иначе. Совсем иначе. В пустыне ночью ледяной холод, днем дикая жара. Так и здесь — биполярность зашкаливает во всем.
Деньги. Ситуация в мире и в нашей стране привела курс рубля к тому выражению, когда конвертируя в уме буханку хлеба начинаешь понимать, что ты на ее не зарабатываешь. Врядли бы я в России купил хлеб за 200-300 рублей. Разве что в Норильске или Сахалине. Автоматически мы умножаем цену в долларах на курс в России, отчего и происходит перекос эмоционального состояния нашей психики. Например, мой бывший автомобиль Nissan X-Trail в России стоит около 1.5 млн. По курсу 60 это примерно 25 тысяч долларов. Столько здесь стоит тот же самый X-Trail, который называется Rogue. Только многие забывают одну вещь — доходы в России в рублях, а в США соответственно в долларах. И если привести уровень дохода и цен друг к другу между странами, то получается разумный курс это 30 рублей за доллар, если ты работаешь и живешь в США. Тогда машина автоматически дешевеет до 700 тысяч рублей, а хлеб до 100 рублей. Да, хлеб здесь дорогой и невкусный. Многое из продуктов дорого и невкусно.
Если приезжаешь сюда из Москвы, то все как-то сильно упрощено, сильно просто, сильно странно. Нет повсеместных приложений для парковки, нет электронных госуслуг, отсталые банковский услуги, отвратительные банковские приложения, здесь нет Apple Pay. В Магнолии в Москве есть, в регионах есть, а в США нет Apple Pay. Но у всех есть топовые iPhone, поголовно. Здесь нет шика и блеска Москвы. Цена на бургер в аэропорту такая же, что и в деревне в Ohio. В уличном кафе ты будешь сидеть за соседним столиком с владельцами бентли, бугатти, ламборгини и старинных родстеров, — все эти машинки стоят прямо в метре от тебя на платной парковке за 2 доллара в час. Обеспеченного русского человека начинаешь отличать по единственной дорогой детали туалета — сумочке LV и в шлепанцах с яркой помадой на том месте, где редко бывают умные мысли. Американец всегда прост как доска — одет просто нелепо, но во всем нелепом или во всем простом. В Москве либо просто, либо дорого, но никогда нелепо.
Если приезжаешь из региона, то глаза разбегаются от количества машин и людей за рулем. Не потому, что в России в регионах мало машин, уже нет — достаточно, а потому, что здесь все только за рулем. Никто не гуляет, никто не ходит с колясками с детками, в пиццерию за угол только на авто или доставка на дом. И простому русскому человеку покушать тут нечего. Традиционной едой — гамбургерами и стейками — сыт будешь, но недолго или некачественно. Даже в разных ресторанах блаженно звучащие названия блюд, сладострастное описание рядом со значимым ценником спустя некоторое время дает право угадать любое блюдо с двух запахов. Всегда будет специя и подлив. Само же блюдо, сама основа будет одинакова практически во всех ресторанах. Отличается лишь огранка.
Раз заговорили про еду, то я решил выяснить, почему же американцы все пьют со льдом. Содовые, иногда пиво, горячительные напитки, чаи, кофе, лимонады, соки. Единой версии не нашлось, но наиболее правдоподобная выглядит так. Лед убивает микробы, плохой вкус и сахар. Как мы пьем чай для лечения в случае болезни, потому что высокая температура обеззараживает, так и лед в обратном ракурсе охлаждает и убивает микробы в жидкости. Также лед всегда подает с водой, чтобы облагородить неприятный вкус воды. В ресторанах всегда подается вода со льдом. Причем воду наливают из под крана, а там она не всегда артезианского качества, хотя и очищена практически во всех штатах. Лед и талая вода поглощают этот неприятный привкус. Также в содовые добавляют воду по причине того, что сама по себе содовая содержит большое количество сахара, и простой американец не может употреблять такой сладкое пойло. На самом деле, если выпить теплую колу, то это смерти подобно. Со льдом еще ничего так.
Соседи наши по планете стали для меня еще одним откровением. В последний раз я их в таких количествах видел на Ниагарском водопаде. В Вашингтоне, в Нью-Йорке, в Питтсбурге, в Филадельфии нигде не было такого контраста. В Чикаго, в окрестностях, в руководителях фирм, которые я наблюдаю по роду своей деятельности — везди они. На детских площадках уже не встретить американца. Они добрые, бедные, отзывчивые, безобидные, безопасные, их очень много, они не знают языка, не могут его произносить и они везде. Они берут только своих, лишая работы остальных, создавая отдельно свой рынок и весь остальной рынок труда. Боюсь, что для Америки опасно не столько выносить ресурсное обеспечение и производство заграницу, а поддерживать у себя развитие нового общества, иного общества. Эти люди владеют компаниями, недвижимостью. У одного такого теперь я снимаю дом. И риэлтор моего арендодателя тоже оттуда. Теперь хочу повстречаться, найти человека, с кем можно по душам, откровенно поговорить. У меня накопилось много вопросов. Не в пику, а в знание и мое развитие.
Кредитная история стала новой загадкой для меня, с чем я не встречался в 2012 году. Про нее я уже писал ранее. Три левые коммерческие конторки определяют где тебе жить, сколько тебе можно позволить купить имущества, какие блага цивилизации ты можешь получить. Представьте, что Газпром, Лукойл и Роснефть начнут говорить нам где жить, что кушать, куда водить ребенка учиться и на каком автомобиле ты можешь ездить. И ни у кого не вызывает это вопросов. Может замутить тут стартап — социальный рейтинг, а не только по деньгам судить о человеке?
Парковки достойны отдельного большого поста. Но с ним надо разобраться — до сих пор не понимаю. В каждом городе, деревне, улице свои правила парковки, свои цены, способы оплаты, свои штрафы. На двух соседних улицах могут сосуществовать два мира: оплата парковки с телефона по Apple Pay с резервированием места и старый монетоприемник по 25 центов за 10 или 15 минут. На одних улицах ты можешь парковаться только в такие-то часы, на других в другие. В третьих местах ты можешь держать машину у своего дома на улице всю неделю, но ночью во вторник обязан переставить на другую сторону улицы, так как улицу ночью будут убирать. Не убрал — штраф и экстрадиция автомобиля в мухосранск. В другом месте ты можешь парковаться только если ты проживаешь в этом городе или по выходным, если ты купил стикер в городском суде, который по субботам работает до 13 часов. В Чикаго ты можешь зарезервировать место через приложение, приехать, а это окажется 2*2 метра кусок земли под надземным метро, где висит табличка, что с метро могут падать разные предметы и жидкости и никто за это ответственности не несет. Но место под парковку забронировано и оплата списана. А в 8 вечера, когда ты возвращаешься за авто, мимо проходят не совсем адекватные темные люди в темных худи, а рядом с твоей машиной толпа темных таксистов бурно обсуждает что-то на испанском. А сверху капает отработанное масло вагон метрополитена Великого Чикаго.
Возможно вы хотите отдать ребенка в Гарвард или школу при нем. Я только сейчас начал понимать смысл фразы про мобильных американцев — людей на колесах. Это великий миф нации, который впарили всему миру. Среднестатистический американец ни разу не выезжал за пределы своего штата (в среднем 100-200 км). Вся миграция происходит внутри города, когда деткам нужно в ясли, потом в начальную школу, потом в среднюю, потом в колледж. Ибо социализм и распределение во всей красе — ты можешь пойти только в школу, к которой приписан твой дом по почтовому половому признаку. Два дома на соседних улицах, стоящие бок о бок к друг другу отправят своих малышей-друзей с пеленок в разные школы, ибо закон. И вот каждый июнь-июль начинается великая миграция американского народа, когда родители показывают свою состоятельность и снимают(!) дом в том районе, где приписана нужная им школа. Школы бесплатны, поэтому меряться приходится не добровольно-принудительными взносами, а домами. Нет кредитного рейтинга — ребенок не идет в школу мечты, потому что дом никто не сдаст в хорошем районе без хорошей кредитной истории. Даже если у тебя добрая сотня тысяч долларов на счетах. И второе, что я начинаю подозревать, что в Америке нет работы. Она как бы есть, безработица невелика (относительно, разумеется), но работа дешевая, рассчитанная на друзей по планете. Поэтому за хорошей работой разумный американец срывается с места, выдергивает детей из школы, берет U-haul грузовичок за 19.99 доллара в сутки и чешет в зажопье работать из-за прибавки в 10 тысяч в год. Тимлид, однака.
Стоимость авто. Еще одна басня для всего мира, что в США автомобили дешевые. Если следовать моей логике про 30 рублей за бумажку, то относительно недорого выглядит картина мира. Но за красивой ценой скрывается мелкий почерк. Например, ценник всегда указан без местного налога с продаж (или еще каких налогов). В среднем это 5-8% сверху! Далее никто не говорит о паре сотен за оформление титула (номера по-русски), паре сотен за оформление бумаг дилером (ПТС выдать и счета напечатать), 900 долларов за доставку авто от завода производителя до дилера (даже если автомобиль уже стоит на стоянке у дилера), отдельно за печатное руководство пользователя и так далее по списку. Да, страховку не забудьте. В среднем около 1000 в год. И парковки, их стоимость. И стоимость парковок в городах, если вы в нетрезвом рассудке хотите ездить на автомобиле в центр (в Нью-Йорке средняя стоимость парковки на день 20-30 долларов за день или 40-50 за сутки). И почему-то все местные автомобили стоят дороже импортируемых. Прямо как у нас наш же бензин для своих дороже, чем на экспорт.
Генофонд. Есть еще один очень тонкий вопрос, который не дает мне покоя, а поговорить не с кем. В первый заезд я не особо обращал на это внимание. Часто говорил, что у нас просто все скрывается, многое не приспособлено, не видно, поэтому не бросается в глаза. Сейчас, особенно с появлением моей малышки, я все чаще обращаю внимание на людей с отклонениями. Это не инвалиды, а именно люди, дети, у которых проблемы и серьезные проблемы. Что это? Поголовная эпидуральная анестезия мамочек, вакцины, ГМО, гормоны в питании, смешение кровей, отсутствие единой медицины, государственные испытания, военные? ЧТО ЭТО?
Резюме не будет, рано резюмировать. Есть много чего думать, изучать язык и разговаривать.
Виталий, спасибо большое за заметки! — интересно почитать впечатления обычного человека, написанные как для себя.
Можете уточнить — соседи по планете — это китайцы, или собирательное название всех жителей юго-восточной азии и индии?
Не могу ответить на данный вопрос 🙂 Юрисдикция не позволяет.
Ничего себе…
Это про негров видимо
Вряд ли негры «не знают языка, не могут его произносить», уж язык то они, скорее всего знают.
Мне кажется, что больше похоже на китайцев и других южно-азиатов, и «китайгород» в Чикаго есть.