День 3. Виталька Пилот

День 3. На обратном пути домой, уже ночью, я проехал несколько поворотов, на автопилоте со стеклянным взглядом вперед. Кто был в глубокой задумчивости и за рулем, тот понимает меня. Третий день, третий раз как я сел за баранку этого пепелаца и спустя три недели, кстати. Всего по три. Я напрочь забыл все, что мне рассказывал инструктор. А он, редиска, еще спрашивает, не хочу ли я предполетный осмотр сделать самостоятельно без него? Типа, моя жизнь будет завесить от того, как ты самолет осмотришь, дерзай. Сделал вид, что я плохо понимаю по-английски.

Осмотрели мы птичку, кое-что я уже выучил, хотя очень сложно оказалось переключиться с Cessna 172 на Diamond DA20. Я с августа готовился к Цессне, а она не захотела со мной летать. На Diamond все другое, поэтому проверка идет иначе и по другим контрольным точкам. Все еще, разумеется, на вражеском и с техническими терминами, которые надо как бы помнить, еще и выговаривать правильно. Пока я вычитывал эти буквы с ламинированного чеклиста проклял свою спецшколу по английскому языку, где я 8 лет изучал английский. Ничерта не могу говорить. Только с башкой в океан, больше никак, теоретиков в топку.

Все осмотрели, а я же красивый, после работы, при параде. А он меня мордой об асфальт, иди под самолет, керосин проверяй на отстой. Я и встал перед самолетом на колени, положил без крайней мысли щуп для топлива на землю, а он мне ай-ай-ай. Мы этот щуп в топливный бак засовываем, а ты его по земле возишь, грязь в самолет закидываешь. А если движок остановится из-за грязи, не подумал? Тут мне совсем стало жарко. На улице 26, а у меня под сорок. Щас-то я понимаю, что фильтры есть и все такое, но в целом он прав. Вывод за день первый – думай головой, а не ..

Самолет заправили, не успел сфотографировать эту рыжую девочку, которая прикатила на огромном траке с цистерной в кузове. Билл меня оставил и пошел за вещами. Я начал раскладывать свою добро: наушники, камеры, планшет, бумага, ручки. Разложил, а камеры прицепить не могу, ибо кокпит открыт, а крепления на крыше, не дотянуться. Ну ладно, соединил шнуры для записи звука сразу в GoPro (качество записи выявило весь мой русский акцент наружу, и это при шуме пропеллера – я восхищен наушниками от Bose, просто восхищен!). Пристегнулся, нацепил планшет на колено, ручку, бумагу для записи радиопереговоров. Сижу красивый, солнце в харю. Я же очкарик, думаю, что-то не то. Как я рулить буду, если мне тут в харю? Матерясь полез обратно в сумку за накладными темными очками. Они поверх обычных встают. Стоит напомнить, что я не в автобусе, а милипизерном самолете на два места. И чтобы достать сумку нужно расстегнуть ремни безопасности, снять наушники, развернуться на 90 градусов, привстать, отстегнуть ремни багажного отделения, достать из глубины сумку, найти в ней очки и повторить все взад. Йога, привет. Никогда не любил йогу за ее не прикладной характер – вот в самолете настоящая йога, а то на коврике, да под медитативную музычку каждый (кто не я) сможет.

Сел инструктор, прошли очередной чеклист для запуска двигателя. Я вспоминаю, что камеры не включены. Прошу таймаут, лезу включать камеры. Разумеется, от перегрева мозга я забываю, как их выключать и жму на все кнопки подряд. 2-4 минуты и они включаются. Одна дрожит на стекле из-за вибрации, у второй батарейка на нуле. Урок второй за день – думать надо заранее, а не … То есть я заряжал камеры заранее, но к прошлому разу, а из-за погоды прошло три недели и батарейки в одной камере сели почти до нуля, а вторая еле дышала. Чорт, побери. К последнему занятию освою технику записи видео L

Дальше началась чехарда с педалями тормоза и руления. Самолет не тормозит, или тормозит с креном, либо не поворачивает. На Цессне я как-то сразу освоил и вырулил на ВПП, а тут никак. Чуть не вписался в другой самолет. Уровень потливости номер 2.

Вызываю вышку, на ломанном заикающемся вражеском языке прошу разрешения докатиться до ВПП. Обычно разговаривать с вышкой дают на 10+ занятии. Пролепетал, порулил. Дали самую дальнюю ВПП, поэтому был шанс повилять попой самолета в попытке найти нужный угол и силу для приложения к педалям. Доехал, чеклист. Опять торможу. Уже перегрет. Головой. Думаю, хорошо, что у самолета нет зеркала заднего вида, а то стыдно было бы увидеть очередь за спиной.

Вырулил на финишную прямую, полный газ, побежали, 65 узлов, мягкий отрыв. Я офигенный молодец в этот раз. Красиво пошел вверх, закрылки, высота, скорость – песня. Начинаю медленно расслабляться. Выходим в тренировочную зону. Билл говорит, давай вспоминать повороты. Покрутили два раза, все ок, ну, приступаем к упражнениям. А я же правильный ученик, я все изучу предварительно, чтобы быть готовым. Делаем сваливание. Дальше идет тирада слов в моей адрес, что нужно сделать. Он парень молодой, еще не понял, что некоторым надо помедленнее сейчас, чтобы побыстрее потом. Честно говорю ему, что ничерта не понял. Маневр-то я помню как должен выглядеть из книжки, а последовательность кнопочек, педалек и рычажков в книжке не написана. Щас покажу, говорит. Руль твой, руль мой, руль твой – обменялись любезностями.

Тут «бравый Джо» резко переводит двигатель на холостые обороты, задирает нос и самолет начинает орать матом. Еще немного и начинается резкое сваливание – самолет теряет подъемную силу и начинает падать. По ощущениям это как вы забираетесь медленно на вагончике в горку, а потом секундная пауза и со всей дури ваша туша летит в пропасть. Но там-то мозг понимает, что это игра, вы пристегнуты, вагончик пристегнут к рельсам. А тут только что был горизонт, потом небо, а теперь земля. М****яяяя, — примерно такой сигнал дает мозг в мой мозг. Кто в кого не знаю, но я хватаюсь за обшивку самолета. Билл двигает рычаг газа до отказа вперед, резко штурвал на себя и самолет взмывает. Уровень потливости 5. Твой контрол, мой контрол, твой контрол – пилите, Шура, вы сами-с..

Теперь я должен это повторить. Пять раз делаем упражнение. Я торможу как слон. Усе, думаю, карьера пилота закончилась, мечту о самолетике и кругосветке можно поменять на трехколесный велосипед. Он мне объясняет, что это мы репетировали посадку самолета на ВПП в воздухе. Перед боевой посадкой конфигурация самолета должна быть такой же и этот противный писк должен раздаваться как раз на уровне 200 футов (примерно 6 метров) над асфальтом ВПП. Самолет без сил парит над полосой и под тяжестью своей туши плавно касается колесами полосы. Вон оно чо, Михалыч. А я-то думал, что мы запрещенный для этой категории самолета штопор тестируем.

Выдыхаю. Солнце же готовится ко сну, Билла ждет другой ученик, с которым они в ночной полетят (тоже есть в программе, страшно!). Уже нахожу по косвенным признакам где аэродром. За 10 миль даю свое местоположение. Выключаю радио и довольный смотрю на Билла. А он на меня недоуменно. Типа, ничего не забыл? Мать, я же должен подтвердить, что я понял, что мне вышка сказала. А я не ничерта не понял. Ладно хоть он рядом, подсказывает, произношу. Уровень потливости 3.

За три мили опять контрольный в голову вышки. Опять не понимаю что мне говорит дядя. А он до этого с индусом каким-то общался, объяснял ему, что нельзя в такую сторону лететь, там другой класс пространства, арестовать могут без разрешения, там Чикага и 2-3 борта в минуту принимает на грудь O’Hare International. Я только одно слово разбираю: cleared to runway five. О, посадку разрешили. А где эта полоса, никто не сказал. Я же наверху, а полоса внизу. Я лечу на 90 градусов, а полоса 5. Значит 50 градусов, то есть почти параллельно мне. Блин, а там же правила есть захода на полосу, снижение на TA, потом под 45 градусов, потом доложить, потом скорость, закрылки, двиг, доложить, тьфу мать-ить.

Бил говорит, снижайся, садиться будем. Вот полоса уже. Эээ. А как же заход по кругу согласно правилам? А нам типа разрешили сразу по прямой. Типа я должен был это все услышать, но раз я студик, то мне можно пока похлопать ушами, тем более, что я слон. Он, конечно, этого всего не сказал вслух, но у меня богатая фантазия. Так, вот полоса на 10 часов, ой, а чего она так низко, я так высоко, и она так БЛИЗКО? Так, конфигурация пепелаца, мотор для высоты, руль для скорости. Закрылки 20, держу скорость, чуток добавить. Светофор (VASI) говорит, что мы очень высоко для посадки. Уровень пот…

Закрылки 30, что-то далеко пищит, какой-то скрежет странный снизу. Педальки нажимай, говорит инструктор. А я сижу и смотрю вперед, на горизонт. Газ-то когда надо отключать? Он не понимает вопроса. Я говорю, ну мы же летим, надо газ убрать до холостых, чтобы мы вышли из ground effect и сели на колесики. Немое молчание. Ты, говорит, поворачивай на выходе Чарли (Charlie), не стоит ВПП занимать. А, мы оказывается приземлилися уже… а когда? Где я был? Почему не объявили?

День 3. Виталька Пилот: 1 комментарий

  1. Николай

    Молодец, я сам вспотел пока читал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*